Чайное действо тяною
«Чайная комната представлялась единственным прибежищем в тоскливом, никому не нужном существовании, где усталые путники могли
встретиться, чтобы испить из общего родника ценителей искусства. Сама церемония представляла собой произвольную постановку, замысел которой сплетался вокруг чая, цветов и живописи. Ни одного резкого цвета, нарушающего общий тон залы, ни одного звука, расстраивающего ход событий, ни жеста в нарушение гармонии, ни слова вразрез с единством окружающего пространства: все движение предписывалось выполнять просто и естественно. Таковы условия чайной церемонии. Как ни странно, их часто выполняли в полной мере. Во всем этом заключался глубокий философский смысл.“
Какудзо Окакурa
Okakura Kakuzo ,,The book of tea» ,1906 .
Как проходит традиционное чайное действо в Японии?
Чайное действо назвается Chanoyu тяною («заваривание чая кипятком»), или Chado- Садо ,Тядо (Путь Чая).
Под полным чайным действом Chaji (Тядзи) в Японии подразумевается полноценный ,,званый обед“, в который включено саке, церемония воскуривания благовоний Кодо, обед из скромных сезонных закусок Кайсеки , два вида приготовления зелёного порошкового чая маття в подаче с разными видами сладостей. Длится тядзи несколько часов.
Задолго до церемонии Хозяин (он же чайный мастер) определяет и утверждает с Главным гостем состав гостей и тематику встречи,которая может быть связана с сезоном или определенным событием. Каждый из гостей получает письмо с приглашением, на которое он должен отправить ответ -подтверждение своего присутствия.
Чайные церемонии бывают разных видов-дневные,утренние,ночные, сезонные ,а также по особым случаям.
Ночное тядзи Yobanashi , гость рассматривает свиток.
Далее мастер подбирает утварь,соответствующую встрече. Накануне он готовит сладости двух видов
( настоящие вагаси для чайной церемонии делают из фасолевой пасты ,либо варят тесто из рисовой муки для моти,что занимает несколько часов) .
Намагаси из фасолевой пасты
Остальные приготовления происходят непосредственно в день тядзи.
В подготовку чайной церемонии входит уборка сада.Хозяин собирает опавшие листья, смачивает водой всю зелень и дорожку,наполняет чистой водой каменную чашу тёдзубати ,предназначенную для символического омовения рук и рта с помощью бамбукового черпака.
Ирина Романова у цукубаи.
Хозяин пилит дубовые угли для очага ,готовит и раскладывает угли и пепел,набирает воду в святом источнике и ставит её кипятиться с раннего утра ,поскольку вода на углях закипает 3-4 часа. Очаг в холодное время года называется Ро и расположен он в квадратном отверстии в полу,ближе к гостям,чтобы гости могли почувствовать тепло и сореться.
Очаг в полу ( Ро) в экспозиции Государственного Музея Востока. Расположение утвари произвольное.
В теплое время года используют переносной очаг фуро,стоящий дальше от гостей . На очаге находится чугунная кастрюля для кипячения воды кама .
Переносной очаг фуро с котлом для воды кама.
Комплект утвари для приготовления чая называется Догу (道具, в буквальном смысле — инструменты). Даже для самых элементарных чайных церемоний требуется большое разнообразие догу.
Обязательные элементы утвари :
Мидзусаси,емкость с крышкой для холодной воды.
Тяван, чайная чаша .Тяваны имеют большой размер, удобный для взбивания чая.
Кенсуй чаша для слива воды,
нацуме и тяире -баночки для чая сделаны из лака или керамики.
Футаоки подставка для крышки кама.
Коробки для хранения керамических тяванов и мидзусаси называются томобако. Они несут защитную функцию и являются паспортом изделия, на них написана информация об изготовителе, мастерах ,владевших предметом,имя или поэтическое название.
Осенний мидзусаси с коробкой томобако.
Сбор необходимых инструментов Догу может занять всю жизнь и вылиться в весомое состояние, так как цены могут быть очень высоки для старинных антикварных вещей, которые, к тому же, часто сделаны известными художниками.
Среди инструментов мастера- ковш для воды хисяку ,ложечка для чая тясяку,венчик для взбивания тясен ,выполнены из бамбука.Весь комплект догу подбирается в соответствии с сезоном.
Гости приезжают на церемонию в традиционных кимоно к установленному времени и попадают сначала в чайный сад Тянива,расположенный перед чайным домиком Тясицу.
Основное предназначение сада-подарить гостям ощущение прохлады и единства с природой. В ясную погоду сад защищает от знойного солнца, создавая спокойный полумрак. Постепенно все проходят по «росистой земле Родзи» ,наступая на специальные камни Туми Иси, символически переносящие в иной,совершенный мир,где каждое дерево,куст и камень находятся в гармонии друг с другом.
Тясицу в японском садике, г.Санкт-Петербург,архитектор Ямада Мидори
Все элементы чайного сада воплощают баланс стихий во Вселенной . Если церемония проводится в тёмное время суток, фонари зажигают, чтобы осветить путь гостей к чайному домику. Свет фонарей неяркий, достаточный лишь для того, чтобы видеть путь, он не должен сам по себе привлекать внимание и нарушать сосредоточение.
Каждый гость должен совершить ритуальное омовение рук и рта с помощью бамбукового ковшика, присев на корточки у цукубай . Далее все садятся на лавочку отдохнуть с дороги и настроиться на чайное действо.
Обычно на чайной церемонии присутствует 4-5 гостей. Вход в тясицу -квадратный лаз нидзиригути.
Виталий Романов у входа в чайный домик тясицу.
По традиции , гости вползают в домик, оставив обуви снаружи,любуются свитком с дзэнским изречением в нише токонома и располагаются на соломенном полу татами на коленях в позе сейдза.
Виталий и Ирина Романовы в чайном домике .
Мастер и его помощник о’ханто подают в определенном порядке саке и закуски . Саке всегда считался напитком ритуальным и очищающим, помогающим гостям расслабиться и чувствовать себя более непринужденно.
Хозяин разливает саке .
Кайсеки подают на отдельном подносе для каждого.
Традиция кайсеки восходит к дзенским монастырским обедам.
Иероглифы кандзи, используемые для написания «кайсэки» (懐石), буквально означают «нагрудный камень». Считается, что эти иероглифы были включены мастером Сен-но Рикю (1522-1591), чтобы указать на скромную еду, подаваемую в строгом стиле тяною. Идея возникла из практики, когда Дзэнские монахи отгоняли голод, помещая теплые камни в передние складки своих одежд, около живота.
Основное блюдо-вареный рис, в дополнение-маринованные овощи, салаты,легкие нежирные сорта рыб. В конце обязательно подается жареный рис,считается самым вкусным корочка риса, оставшаяся на дне котла.
В небольшом перерыве гости выходят в сад отдохнуть и пообщаться. Мастер выкладывает угли,создает чайную икебану тябана из сезонных простых цветов и размещает ее в нише токонома.
Угли в зимнем очаге Ро.
После перерыва мастер приступает к приготовлению густого чая коитя. Это ответственное и волнительное действо проходит в полной тишине , раздается лишь «пение» кипящего котла кама ,звуки льющейся воды и шуршание бамбукового венчика тясена,размешивающего густой чай.
Японские исторические документы о чае, в которых упоминается о двух вида приготовления чая -усутя и койтя, впервые появились в эпоху Тэммон (1532-55).
Койтя- густая смесь маття и горячей воды, которая требует примерно в три раза больше чая на эквивалентное количество воды, чем усутя. Чтобы приготовить усутя, порошок маття и горячую воду взбивают с помощью чайного венчика (茶筅,тясен), в то время как койтя растирают венчиком, чтобы плавно смешать большое количество чая с водой
Сладости ,намагаси или моти, подают перед чаем, их никогда не едят в прикуску с чаем, а съедают сразу специальной палочкой.
Вагаси Сакурамоти
Мастер обязательно символически протирает утварь специальной шелковой салфеткой , прогревает чашу и готовит густой порошковый чай коитя в одной чаше для всех. Очень сложно рассчитать правильную консистенцию чая, над этим мастерством работают всю жизнь.
«Заваривая густой чай,
Не думай о тэмаэ*.
Твоя забота —
Безупречный напиток
И ровное дыхание.»
Сэн но Рикю (пер. А.Семида)
*тэмаэ -последовательное и регламентированное выполнение процесса приготовления чая.
Каждый гость совершает три небольших глотка,протирает бумажной салфеткой свой край чаши и почтительно ,с поклоном,передает следующему драгоценный тяван с дорогой салфеткой из шелковой парчи.
Густой чай коитя.
Гости просят продемонстрировать утварь . Здесь происходит беседа, в которой можно спросить о том, из какой глины сделан тяван или тяире, откуда чай, кто делал бамбуковую ложечку для чая тясяку и ее имя. Чайная утварь может быть сделана руками мастера, а может быть очень старой и антикварной, поэтому берут её бережно,рассматривают ее очень осторожно,низко склонившись над татами .
Главный гость возвращает утварь хозяину. Мастер вновь перекладывает угли и готовится к следующему этапу.
Вторая церемония-легкий чай усутя. К нему подают сухие сладости хигаси васанбон из рисовой муки и японского сахара.
Хигаси Васанбон
Мастер делает чай для каждого гостя в отдельной чаше, взбивая чай в красивую пену с изумрудным оттенком. Именно этот «отрывок» из полного действа тядзи школы обычно проводят на демонстрациях и массовых дегустациях чая со сладостями и называется такой вид чайной церемонии Chakai (тякай). В таком случае мастер готовит для двух гостей чай усутя, а остальным гостям подают чай из комнаты для помощников ,из мидзуя.
Демонстрация чайной церемонии школы Омотэсэнке на выставке японских искусств «Нихон но Би» руководитель госпожа Ямада Мидори Сэнсэй.
Существуют обязательные правила и этикет для всех присутствующих. На чайной церемонии никогда не говорят о политике, религии, здоровье и чьем-то богатстве.
Каждый раз, когда чаша оказывается перед вами, необходимо поставить ее между собой и следующим гостем и извиниться,сказав : ,, Осаки ни“, а потом только приступать к чаю. Тяван нужно поставить на ладонь левой руки и сделать два небольших поворота по часовой стрелке ,отвернув от себя лицо чаши ,в знак уважения к мастеру и чаше. Сделать небольшой поклон с чашей в руках и совершить три глотка чая. Когда помощник мастера приносит тяван или сладости,нужно обязательно поклониться друг другу.
Также важно ,чтобы кимоно соответствовало сезону ,времени дня и случаю. Не рекомендуется пользоваться помадой и духами , и желательно снять украшения с рук, чтобы не повредить чаши.
По правилам, главный гость просит мастера заканчивать, и мастер неспешно протирает утварь,освежает воду в каме двумя черпаками холодной воды, закрывает мидзусаси и уходит. Церемония завершается общим поклоном, и мастер закрывает за собой деревянную перегородку сёдзи. Совершив прощальные поклоны с хозяином и его помощником,гости расходятся с чувством покоя ,умиротворения , с сердцем, наполненным глубокой благодарностью .
«Что самое главное,когда делаешь чай?»– спросил однажды ученик Рикю.
Рикю ответил:
«Сделай вкусный чай;
положи угли так, чтобы вода закипела;
поставь цветы в вазу так, как они растут в поле;
летом создай ощущение прохлады, а зимой тепла;
делай все вовремя;
будь готов к дождю, даже если его нет;
будь внимателен и заботлив по отношению к гостям».
Разочарованный таким ответом ученик сказал, что это он давно знает. Тогда Рикю добавил:
«Если ты сможешь провести чайное действо и сделать все правильно, как я сказал, тогда я стану твоим учеником».
Принимая участие в чайном действе, можно ощутить,что это в первую очередь ритуал очищения мысли и отстранения от мирской суеты. В этом осознанном процессе заваривания чая тяною задействованы все пять чувств-зрение, обоняние, осязание, слух ,вкус. Таким образом, происходит полное погружение в проживание происходящего, в истинность момента «здесь и сейчас».
Искусство тяною уже тысячу лет дает каждому гостю возможность побыть в атмосфере тишины и спокойствия, держа в руках тяван с чаем маття.
***
Слышно, как падает роса…
Кто-то живет здесь в гармонии с тишиной.
Виднеется дым… Заваривается чай…
Иноуэ Сиро