Чайное действо тяною

«Чайная комната представлялась единственным прибежищем в тоскливом, никому не нужном существовании, где усталые путники могли

встретиться, чтобы испить из общего родника ценителей искусства. Сама церемония представляла собой произвольную постановку, замысел которой сплетался вокруг чая, цветов и живописи. Ни одного резкого цвета, нарушающего общий тон залы, ни одного звука, расстраивающего ход событий, ни жеста в нарушение гармонии, ни слова вразрез с единством окружающего пространства: все движение предписывалось выполнять просто и естественно. Таковы условия чайной церемонии. Как ни странно, их часто выполняли в полной мере. Во всем этом заключался глубокий философский смысл.“

Какудзо Окакурa

 Okakura  Kakuzo ,,The book of tea» ,1906 .

 

      Как проходит традиционное чайное действо в Японии? 

Чайное действо назвается Chanoyu тяною («заваривание чая кипятком»), или Chado- Садо ,Тядо (Путь Чая).

Под полным чайным действом Chaji (Тядзи) в Японии подразумевается полноценный ,,званый обед“, в который включено саке, церемония воскуривания благовоний Кодо,  обед из скромных сезонных закусок Кайсеки , два вида приготовления зелёного порошкового чая маття в подаче с разными видами сладостей. Длится тядзи несколько часов. 

 Задолго до церемонии Хозяин (он же чайный мастер) определяет и утверждает с Главным гостем состав гостей и тематику встречи,которая может быть связана с сезоном или определенным событием.  Каждый из гостей получает письмо с приглашением, на которое он должен отправить ответ -подтверждение своего присутствия. 

Чайные церемонии бывают разных видов-дневные,утренние,ночные, сезонные ,а также по особым случаям.

Ночное тядзи Yobanashi , гость рассматривает свиток.

Далее мастер подбирает утварь,соответствующую встрече.  Накануне он готовит сладости двух видов

 ( настоящие вагаси для чайной церемонии делают из фасолевой пасты ,либо варят тесто из рисовой муки для моти,что занимает несколько часов) .

Намагаси из фасолевой пасты

Остальные приготовления происходят непосредственно в день тядзи.

В подготовку чайной церемонии входит уборка сада.Хозяин собирает опавшие листья, смачивает водой всю зелень и дорожку,наполняет чистой водой каменную чашу тёдзубати ,предназначенную для символического омовения рук и рта с помощью бамбукового черпака. 

Ирина Романова у цукубаи.

Хозяин пилит дубовые угли для очага ,готовит и раскладывает угли и пепел,набирает воду в святом источнике и ставит её кипятиться с раннего утра ,поскольку вода на углях закипает 3-4 часа.  Очаг в холодное время года называется Ро и расположен он в квадратном отверстии в полу,ближе к гостям,чтобы гости могли почувствовать тепло и сореться. 

Очаг в полу ( Ро) в экспозиции Государственного Музея Востока. Расположение утвари произвольное.

В теплое время года используют переносной очаг фуро,стоящий дальше от гостей .  На очаге находится чугунная кастрюля для кипячения воды кама .

Переносной очаг фуро с котлом для воды кама.

Комплект утвари для приготовления чая называется Догу (道具, в буквальном смысле —  инструменты). Даже для самых элементарных чайных церемоний требуется большое разнообразие догу.

Обязательные элементы утвари :

Мидзусаси,емкость с крышкой для холодной воды. 

Тяван, чайная чаша .Тяваны имеют большой размер, удобный для взбивания чая.  

Кенсуй чаша для слива воды,

нацуме и тяире -баночки для чая сделаны из лака или керамики. 

Футаоки подставка для крышки кама.

Коробки для хранения керамических тяванов и мидзусаси называются томобако. Они несут защитную функцию и являются паспортом изделия, на них написана информация об изготовителе, мастерах ,владевших предметом,имя или поэтическое название. 

Осенний мидзусаси с коробкой томобако.

Сбор необходимых инструментов Догу может занять всю жизнь и вылиться в весомое состояние, так как цены могут быть очень высоки для старинных антикварных вещей, которые, к тому же,  часто сделаны известными художниками.

 Среди инструментов мастера- ковш для воды хисяку ,ложечка для чая тясяку,венчик для взбивания тясен ,выполнены из бамбука.Весь комплект догу подбирается в соответствии с сезоном.

   Гости приезжают на церемонию в традиционных кимоно к установленному времени и попадают сначала в чайный сад Тянива,расположенный перед чайным домиком Тясицу. 

Основное предназначение сада-подарить гостям ощущение прохлады и единства с природой. В ясную погоду сад защищает от знойного солнца, создавая спокойный полумрак. Постепенно все проходят по «росистой земле Родзи» ,наступая на специальные камни Туми Иси, символически переносящие в иной,совершенный мир,где каждое дерево,куст и камень находятся в гармонии друг с другом. 

Тясицу в японском садике, г.Санкт-Петербург,архитектор Ямада Мидори

Все элементы чайного сада воплощают баланс стихий во Вселенной . Если церемония проводится в тёмное время суток, фонари зажигают, чтобы осветить путь гостей к чайному домику. Свет фонарей неяркий, достаточный лишь для того, чтобы видеть путь, он не должен сам по себе привлекать внимание и нарушать сосредоточение.

Каждый гость должен совершить ритуальное омовение рук и рта с помощью бамбукового ковшика, присев на корточки у цукубай . Далее все садятся на лавочку отдохнуть с дороги и настроиться на чайное действо. 

Обычно на чайной церемонии присутствует 4-5 гостей.  Вход в тясицу -квадратный лаз нидзиригути. 

Виталий Романов у входа в чайный домик тясицу.

По традиции , гости  вползают в домик, оставив обуви снаружи,любуются свитком с дзэнским изречением в нише токонома  и располагаются на соломенном полу татами на коленях в позе сейдза.

Виталий и Ирина Романовы в чайном домике .

Мастер и его помощник о’ханто подают в определенном порядке саке и закуски .   Саке всегда считался напитком ритуальным и очищающим, помогающим гостям расслабиться и чувствовать себя более непринужденно.

Хозяин разливает саке .

Кайсеки подают на отдельном подносе для каждого.

Традиция кайсеки восходит к дзенским монастырским обедам. 

Иероглифы кандзи, используемые для написания «кайсэки» (懐石), буквально означают «нагрудный камень». Считается, что эти иероглифы были включены мастером  Сен-но Рикю (1522-1591), чтобы указать на скромную еду, подаваемую в строгом стиле тяною. Идея возникла из практики, когда Дзэнские монахи отгоняли голод, помещая теплые камни в передние складки своих одежд, около живота.

Основное блюдо-вареный рис, в дополнение-маринованные овощи, салаты,легкие нежирные сорта рыб. В конце обязательно подается жареный рис,считается самым вкусным корочка риса, оставшаяся на дне котла.  

В небольшом перерыве гости выходят в сад отдохнуть и пообщаться.  Мастер выкладывает угли,создает чайную икебану тябана из сезонных простых цветов и размещает ее в нише токонома.

Угли в зимнем очаге Ро.

 После перерыва мастер приступает к приготовлению густого чая коитя. Это ответственное и волнительное действо проходит в полной тишине , раздается лишь «пение» кипящего котла кама ,звуки льющейся воды и шуршание бамбукового венчика тясена,размешивающего густой чай.  

Японские исторические документы о чае, в которых упоминается о двух вида приготовления чая -усутя и койтя, впервые появились в эпоху Тэммон (1532-55). 

  Койтя- густая смесь маття и горячей воды, которая требует примерно в три раза больше чая на эквивалентное количество воды, чем усутя. Чтобы приготовить усутя, порошок маття и горячую воду взбивают с помощью чайного венчика (茶筅,тясен), в то время как койтя растирают венчиком, чтобы плавно смешать большое количество чая с водой

 Сладости ,намагаси или моти, подают перед чаем, их никогда не едят в прикуску с чаем, а съедают сразу специальной палочкой.

Вагаси Сакурамоти

Мастер обязательно символически протирает утварь специальной шелковой салфеткой , прогревает чашу и готовит густой порошковый чай коитя в одной чаше для всех. Очень сложно рассчитать правильную консистенцию чая, над этим мастерством работают всю жизнь.

«Заваривая густой чай, 

Не думай о тэмаэ*. 

Твоя забота — 

Безупречный напиток 

И ровное дыхание.»

Сэн но Рикю (пер. А.Семида)

*тэмаэ -последовательное и регламентированное выполнение процесса приготовления чая.

 Каждый гость совершает три небольших глотка,протирает бумажной салфеткой свой край чаши и почтительно ,с поклоном,передает следующему драгоценный тяван с дорогой салфеткой из шелковой парчи.

Густой чай коитя.

  Гости просят продемонстрировать утварь . Здесь происходит беседа, в которой можно спросить о том, из какой глины сделан тяван или тяире, откуда чай, кто делал бамбуковую ложечку для чая тясяку и ее имя. Чайная утварь может быть сделана руками мастера, а может быть очень старой и антикварной, поэтому берут её бережно,рассматривают ее очень осторожно,низко склонившись над татами . 

  Главный гость возвращает утварь хозяину.  Мастер вновь перекладывает угли и готовится к следующему этапу.

Вторая церемония-легкий чай усутя. К нему подают сухие сладости хигаси васанбон из рисовой муки и японского сахара. 

Хигаси Васанбон

Мастер делает чай для каждого гостя в отдельной чаше, взбивая чай в красивую пену с изумрудным оттенком.  Именно этот «отрывок» из полного действа тядзи школы обычно проводят на демонстрациях и массовых дегустациях чая со сладостями и называется такой вид чайной церемонии  Chakai (тякай).  В таком случае мастер готовит для двух гостей чай усутя, а остальным гостям подают чай из комнаты для помощников ,из мидзуя.

Демонстрация чайной церемонии школы Омотэсэнке на выставке японских искусств «Нихон но Би» руководитель госпожа Ямада Мидори Сэнсэй.

Существуют обязательные правила и этикет для всех присутствующих.  На чайной церемонии никогда не говорят о политике, религии, здоровье и чьем-то богатстве.

  Каждый раз, когда чаша оказывается перед вами, необходимо поставить ее между собой и следующим гостем и извиниться,сказав : ,, Осаки ни“, а потом только приступать к чаю. Тяван нужно поставить на ладонь левой руки и сделать два небольших поворота по часовой стрелке ,отвернув от себя лицо чаши ,в знак уважения к мастеру и чаше. Сделать небольшой поклон с чашей в руках и совершить три глотка чая.  Когда помощник мастера приносит тяван или сладости,нужно  обязательно поклониться друг другу. 

Также важно ,чтобы кимоно соответствовало сезону ,времени дня и случаю. Не рекомендуется пользоваться помадой и духами , и желательно снять украшения с рук, чтобы не повредить чаши. 

По правилам, главный гость просит мастера заканчивать, и мастер неспешно протирает утварь,освежает воду в каме двумя черпаками холодной воды, закрывает мидзусаси и уходит. Церемония завершается общим поклоном, и мастер закрывает за собой деревянную перегородку сёдзи. Совершив прощальные поклоны с хозяином и его помощником,гости расходятся с чувством покоя ,умиротворения , с сердцем, наполненным глубокой благодарностью .

«Что самое главное,когда делаешь чай?»– спросил однажды ученик Рикю.

Рикю ответил: 

«Сделай вкусный чай; 

положи угли так, чтобы вода закипела; 

поставь цветы в вазу так, как они растут в поле; 

летом создай ощущение прохлады, а зимой тепла; 

делай все вовремя; 

будь готов к дождю, даже если его нет; 

будь внимателен и заботлив по отношению к гостям».

Разочарованный таким ответом ученик сказал, что это он давно знает. Тогда Рикю добавил:

 «Если ты сможешь провести чайное действо и сделать все правильно, как я сказал, тогда я стану твоим учеником».

  Принимая участие в чайном действе, можно ощутить,что это в первую очередь ритуал очищения мысли и отстранения от мирской суеты.  В этом осознанном процессе заваривания чая тяною задействованы все пять чувств-зрение, обоняние, осязание, слух ,вкус.  Таким образом, происходит полное погружение в проживание происходящего, в истинность момента «здесь и сейчас».

  Искусство тяною уже тысячу лет дает каждому гостю возможность побыть в атмосфере тишины и спокойствия, держа в руках тяван с чаем маття. 

    ***

Слышно, как падает роса… 

Кто-то живет здесь в гармонии с тишиной. 

Виднеется дым… Заваривается чай… 

Иноуэ Сиро